«Если душа родилась крылатой...»

Юлий Зыслин. "Александр Ханаков. Давайте вспомним, каким он парнем был".

 

Дорогие Цветаевцы!

 Давайте вспомним, каким он парнем был.

 Посылаю фрагменты некоторых  материалов об Александре Васильевиче Ханакове из архива «Вашингтонского музея русской поэзии и музыки»

 

                         Александру Васильевичу Ханакову

     Дорогой САША!

    ПОЗДРАВЛЯЮ ТЕБЯ С ТВОИМ  ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫМ   

               ТВОРЧЕСКИМ ДОСТИЖЕНИЕМ –

 

     30-м ТАРУССКИМ ЦВЕТАЕВСКИМ КОСТРОМ!

 

Это геройство! Это блистательно и значительно!

Ты обладаешь редким талантом – это делать людям добро.

«Вашингтонский музей русской поэзии и музыки» во многом создан твоими усилиями. В музей поступили от тебя книги, публикации, фотографии, буклеты, письма-макеты-отчёты и всяческая нужная информация о цветаевских мероприятиях. В результате этого музей  совершенно не оторван от России, а просто здесь как бы её представляет.

Ты опекаешь ВСЕ цветаевские музеи и собрания в Елабуге, Александрове, Болшеве, Иванове ( Ново-Талицах ), Тарусе, Новосибирске, Ставрополе, Петрозаводске, Украине, Германии и ...

            Как фотожурналист, ты собрал уникальную коллекцию автографов авторов книг, цветаевских адресов в Москве и фотографий её мемориальных досок в разных странах, 40 портретов Марины Цветаевой, 100 портретов её сестры Анастасии Ивановны Цветаевой. Перечень можно продолжать.

Ты создал удивительное художественное явление» осенние народные литературные ЦВЕТАЕВСКИЕ чтения, или короче -  «Цветаевские костры».

 

Низкий тебе поклон и благодарность за всегдашнее понимание, поддержку и помощь.

 

           

                 

 Дорогие ЦВЕТАЕВЦЫ всего Мира!

 

Через 10 дней в Тарусе состоится ТРИДЦАТЫЙ (!!!) Цветаевский костёр!

            

Поздравляю тех, кто любит Марину Цветаеву, ценит огонь её души, кто бескорыстно, т.е. без какой-либо материальной поддержки и без необходимости перед кем-нибудь отчитываться, служит её памяти, её творчеству, кто не может представить свою жизнь вне восприятия и изучения этого творчества, вне отдачи своей души для почитания МЦ, для донесения людям сердцевины духа МЦ через её сочинения, через посвященные ей стихи и песни, через проведение народных литературных чтений, которые накануне её дня рождения ежегодно проходят с 1986 г. под названием«Цветаевские костры»!

Поздравляю и тех, кто, работая специалистами по Цветаевой, ходит на службу, кто должен за свою деятельность по цветаевской тематике отчитываться перед начальством, получать одобрение коллег и думать о своём авторитете, кто организует официальные Международные конференции, делает и публикует свои доклады, защищает диссертации, получает кафедры, звания, поощрения!

Радостно поздравлять и тех, и других, потому что это всеобщий наш праздник. По крайней мере, так должно быть, т.к. МЦ принадлежит всем.

Этому выдающемуся и уникальному событию, его традиции, мы, прежде всего, обязаны энергичному и инициативному человеку АЛЕКСАНДРУ ВАСИЛЬЕВИЧУ ХАНАКОВУ, коллекционеру, фотожурналисту, знатоку и пропагандисту цветаевской темы.

Не смотря на очень плохое здоровье, он все эти годы самоотверженно и чётко организует и проводит в Тарусе осенние народные литературные чтения. У него всегда есть команда, помощники и коллеги. Например, на одном из Тарусских костров (из первого их десятка) он оказался в больнице, где ему сделали операцию. Так для этого костра из Москвы и обратно был обеспечен большой автобус, состоялись намеченные выступления. Вёл чтения яркий цветаевец Геннадий Михайлович Абольянин, вызванный Ханаковым для этого из Новосибирска (!).

А какой дух Цветаевского братства, взаимной поддержки и взаимоуважения Ханаков создал в ходе Тарусских костров! А скольким Цветаевским музеям он помог в их становлении! А каковы его многочисленные фотоработы, планшеты и творческие вечера по цветаевской тематике!

Сегодня Цветаевские костры-чтения проходят в нескольких местах России и в ряде стран мира. К этому причастен А.В..Ханаков и его коллеги.

Деятельность А.В. Ханакова заслуживает самой высокой оценки, в том числе, профессиональной цветаевской общественностью.

Давайте продолжим учиться у Марины Цветаевой характерному для неё творческому накалу, абсолютной искренности, высокой самоотдаче и ответственности, широкому и глубокому восприятию и мышлению.

 



ТАЛАНТЫ  БЫВАЮТ  РАЗНЫЕ

                  

                             К 70-летию А.В.Ханакова

 

Талантливость может проявиться в поэзии, живописи, науке, вообщем в художественном или научном творчеств и любом мастерстве.

Но есть ещё очень редкий и очень достойный талант – это

талант делать людям добро. Этим талантом в высшей степени одарён… Александр Васильевич Ханаков.

 

             

…АВХ опекает ВСЕ цветаевские музеи и собрания в Елабуге, Александрове, Болшеве, Иванове ( Ново-Талицах ), Тарусе, Новосибирске, Ставрополе, Петрозаводске, Украине, Германии и ...

           

            Фотожурналист А.В.Ханаков собрал уникальную коллекцию автографов авторов книг, цветаевских адресов в Москве и фотографий её мемориальных досок в разных странах, 40 портретов Марины Цветаевой, 100 портретов её сестры Анастасии Ивановны Цветаевой. Перечень можно продолжать. Он обладатель огромного и уникального цветаевского архива.

А если отметить, что в поле его внимания находится не только Марина Цветаева и её семья…

 


ТАЛАНТЫ  БЫВАЮТ  РАЗНЫЕ

                  

                             К 70-летию А.В.Ханакова

 

Талантливость может проявиться в поэзии, живописи, науке, вообщем в художественном или научном творчеств и любом мастерстве.

Но есть ещё очень редкий и очень достойный талант – это

талант делать людям добро. Этим талантом в высшей степени одарён мой московский друг и коллега-цветаевец Александр Васильевич Ханаков.

Как же мы познакомились?

Так случилось, что в 1991 году мы искали друг друга. Он, прочтя мои опубликованные в местной московской печати стихи, которые ему прислали с Камчатки (!), а я, узнав в Коктебеле (!) от цветаевки Лилит Козловой из Симбирска (!) о Цветаевских кострах в Тарусе, проводимых много лет некто Ханаковым. Тут-то мы и созвонились...С этого года я активнее включился в цветаевскую тему, побывал в Александрове, Елабуге, Болшеве, Иванове, стал посещать Тарусские костры, познакомился со многими энтузиастамии-цветаевцами. Это было для меня потрясением и добрым жизненным уроком, как надо любить поэта, как надо помогать друг другу. Среди всех выделялся, как бы связывая в некоторое неофициональное творческое содружество, Александр Васильевич Ханаков. Инженер по профессии, он коллекционер, фотохудожник и просветитель по призванию.

Узнав однажды ещё в застойные времена, а именно в 1978 году, о поэте Марине Цветаевой ( случайный попутчик вдохновенно вслух читал в вагоне московского метро (!) цветаевские стихи и рассказывал о поэте ), он стал со временем знатоком её творчества и биографии. Т.е. любитель стал знатоком и у него в любой момент можно получить любую справку, в чём я убеждался неоднократно. Он постоянно находит неточности в фильмах и публикациях по цветаевской тематике. Это тот самый нередкий случай, который вызывает ревность у профессионалов. Но это не то, о чём, правда,  в отношении музыкантов ( но это неважно ) говорил композитор и педагог Сергей Иванович Танеев: «Музыканты разделяются на любителей и специалистов: любители любят, но не знают, а специалисты знают, но не любят». ( Я бы к этому добавил о специалистах, что они нередко не очень талантливы и  недостаточно изобретательны, очень любят при этом себя, кичась своими знаниями, добытыми чаще в ходе учёбного процесса, а настоящие, увлечённые любители всегда талантливы, им до всего есть дело, они до всего доходят сами, поэтому любят не себя, а предмет своего изучения, увлечения, они свободны, им не нужно думать о подтверждении своей квалификации ).

О цветаевском содружестве надо говорить отдельно и много.

            Через некоторое время после нашего знакомства я почувствовал добрую руку Александра Васильевича Ханакова ( АВХ ). Сначала он оформил газетные публикации моих многочастных путевых заметок о поездках по Цветаевским местам - в Коктебель, Тарусу, Александров, Елабугу, Петербург - в виде книжки тиражом в 10-ть экземпляров. Затем он составил и оформил библиографию моих публикаций ( и делает это до сих пор ). У меня такой библиографии не было и мне пришлось этим заняться самому тоже.

Дальше при составлении книги посвящений Марине Цветаевой, которую он издал, он включил в неё 2 мои стихотворения без всякого с моей стороны просьбы. И пошло и поехало. Так я попал в обойму забот и внимания АВХ. Я стал получать от него, как и многие другие, информацию о цветаевских новостях, фотогафии, планшеты, буклеты. огромные письма, которые надо бы обозначить каким-то новым жанром. В этих рукописных письмах - но это больше, чем письма - содержались приклеенные по тексту фотографии и  ксероксные копии различных публикаций – вообщем макет сочинения, которому хотелось дать какой-нибудь заголовок. По этим макетам можно и нужно издать интереснейшую книжку «Письма друзьям-цветаевцам». Спонсоры, ау!

Как-то в Доме-музее Марины Цветаевой ( ДМЦ ), который Ханаков активно опекал много лет, особенно в период его создания и становления, ему поручили, зная о нашей дружбе ( а это уже была, конечно, дружба ) обратиться ко мне, чтобы организовать фестиваль авторской песни на стихи Марины Цветаевой. Я с удовольстием взялся за это дело, нашёл 7 бардов, которые согласились принять участие в первом вечере в ДМЦ.  За 2-3 дня до намеченной даты в ДМЦ раздумали проводить такой фестиваль. При обсуждении сложившейся ситуации  мы с ним пришли к выводу, что надо провести этот фестиваль самим. Что и было сделано на базе моего музыкального салона «Свеча». Было проведено 12 вечеров в ДК»МЭЛЗ» и на разных площадках Москвы, включая и ДМЦ,  участвевало 35 авторов-исполнителей, мы спели 100 стихотворений Марины Цветаевой.

А уж американский музей русской поэзии в Вашингтоне во многом создан усилиями АВХ. В музей  регулярно поступают от него книги, публикации, фотографии, буклеты, письма-макеты-отчёты и всяческая нужная информация о цветаевских мероприятиях.

Можно подумать, что внимание к нам что-то исключительное. Нет. АВХ опекает ВСЕ цветаевские музеи и собрания в Елабуге, Александрове, Болшеве, Иванове ( Ново-Талицах ), Тарусе, Новосибирске, Ставрополе, Петрозаводске, Украине, Германии и ...

            Когда на Вашингтонском Цветаевском костре за год до 110-летия Марины Цветаевой возникла идея «Всемирного Цветаевского костра», Александр Васильевич, как  один из главных зачинателей Тарусских Цветаевских костров, а провёл он их уже 20, - включил свою космическую скорость. Написанное в Вашингтоне и согласованное с ним «Воззвание» он размножил в количестве 400 экземпляров и все их распространил буквально по всему миру.

И мир запылал: 8 октября 2002 года Цветаевские костры прошли примерно в 35 городах 14 стран ( до этого дня это происходило лишь в 3-х странах – России. Германии, США ).

            Фотожурналист А.В.Ханаков собрал уникальную коллекцию автографов авторов книг, цветаевских адресов в Москве и фотографий её мемориальных досок в разных странах, 40 портретов Марины Цветаевой, 100 портретов её сестры Анастасии Ивановны Цветаевой. Перечень можно продолжать. Он обладатель огромного и уникального цветаевского архива.

А если отметить, что в поле его внимания находится не только Марина Цветаева и её семья, то надо написать ещё одну юбилейную статью. Но всё же главной для него является великий русский поэт-новатор Марина Ивановна Цветаева.




НИЗКИЙ ПОКЛОН ДРУГУ

                  

          К 30-летию работы А.В.Ханакова в цветаевской тематике

 

Александр Васильевич Ханаков (АВХ) - инженер по профессии,  коллекционер, фотохудожник и просветитель по призванию.

Занявшись в 1978 году цветаеской тематикой, он постепенно  стал  большим знатоком, и у него в любой момент можно получить любую справку, в чём я убеждался неоднократно.

О цветаевском сообществе энтузиастов, где Ханаков  занимает достойное место, надо говорить отдельно и много. Наверно, неплохо бы  сделать специальный вечер об этом.

            Через некоторое время после моего  знакомства с АВХ и с этим сообществом я стал другим человеком. Это произошло в 1991 году. До этого, начиная с 1978 года, я как-то вяло занимался творчеством Марины Цветаевой и вообще Серебряным веком (правда, кое-что уже собрал). А тут, попав в обойму забот и внимания организатора знаменитых Тарусских Цветаевских костров, стал регулярно получать от него информацию о цветаевских новостях, фотографии, планшеты, буклеты, огромные письма…

А уж «Вашингтонский музей русской поэзии и музыки» во многом создан усилиями АВХ. В музей  регулярно поступают от него книги, публикации, фотографии, буклеты, письма-макеты-отчёты и всяческая нужная информация о цветаевских мероприятиях. В результате этого музей  совершенно не оторван от России, а просто здесь как бы её представляет.

Можно подумать, что внимание АВХ к нам что-то исключительное. Конечно, нет. Он опекает ВСЕ цветаевские музеи и собрания в Елабуге, Александрове, Болшеве, Иванове ( Ново-Талицах ), Тарусе, Новосибирске, Ставрополе, Петрозаводске, Украине, Германии и ...

             

            Фотожурналист А.В.Ханаков собрал уникальную коллекцию автографов авторов книг, цветаевских адресов в Москве и фотографий её мемориальных досок в разных странах, 40 портретов Марины Цветаевой, 100 портретов её сестры Анастасии Ивановны Цветаевой. Перечень можно продолжать. Он обладатель огромного и уникального цветаевского архива.

Нужно отметить, что в поле его внимания находится не только Марина Цветаева и её семья. Но всё же главной для него является великий русский поэт-новатор Марина Ивановна Цветаева.

 

 

⇐ Вернутся назад